Интерес к китайским машинам растет не по дням, а по часам. Российских перевозчиков прежде всего интересует соотношение цены, которая на 20-25% ниже, чем у европейских, японских и южнокорейских аналогов, и качества китайских автомобилей. Знакомьтесь: JAC HFC 1083K, пятитонка из КНР.
Первое впечатление от грузовика — Isuzu да и только. И это было бы так, если бы не большие буквы на передке кабины: JAC, торговая марка одного из крупнейших автозаводов в Китае — Anhui Jianghuai Automotive Group Corporation. Завод выпускает грузовой транспорт с 1964 года. После глубокой модернизации предприятие приобрело лицензию на производство грузовиков японской фирмы Isuzu, а немного погодя — на производство южнокорейских грузовиков Hyundai. Теперь все это продается под торговой маркой JAC.
Кабина китайского пятитонника выглядит вполне современно, с бампером в цвет автомобиля. Двери открываются на угол почти 90о, имеют большой проем со ступеньками и поручнем на стойке ветрового стекла с внутренней стороны, так что садиться удобно.
Определить саму кабину можно как полуторную, поскольку за сиденьями находится спальник, но очень узкий по ширине — 330 мм. Человеку средних, по русским понятиям, габаритов на этом спальнике разместиться трудновато. Видимо, он сделан именно под китайцев с их маленьким ростом и небольшой комплекцией.
Зато за рулем может комфортно устроиться любой водитель. Удобное, с подголовником, кресло с намеком на анатомичность регулируется во всех плоскостях. Регулируемая рулевая колонка добавляет комфорта водителю.
При правильной посадке перед водителем открывается отличная обзорность: большое, как в хорошем аквариуме, ветровое стекло и большие зеркала заднего вида, правда, без электрообогрева.
Панель приборов изготовлена из пластика не очень хорошего качества. Поэтому есть подозрение, что в процессе эксплуатации, со временем, она начнет скрипеть. Но изготовлена панель приборов добротно и со вкусом, с декоративными пластиковыми вставками, инкрустированными под орех. До всех органов управления, расположенных на панели приборов, водитель может дотянуться рукой, не отвлекаясь от управления автомобилем. Даже до автомагнитолы с CD-проигрывателем, которая входит в стандартную комплектацию, и выдвижных подстаканников.
Рычаг переключения передач и рычаг стояночного тормоза расположены между водительским и пассажирскими сиденьями на отдельном возвышении (консолью его назвать нельзя). Между этим возвышением и панелью приборов есть пространство, так что водителю можно совершенно спокойно пересаживаться на раздельные пассажирские сиденья (их в кабине два). Спинка среднего пассажирского сиденья в сложенном положении образует своеобразный столик, на котором можно не только оформлять сопроводительные документы на груз, но и, если понадобится, спокойно перекусить.
Педальный блок тоже хорошо скомпонован. Есть даже подставка для левой ноги, которая работает по сцеплению не так часто, как правая на тормозе и, естественно, педали газа.
А вот с климатическим комфортом в кабине JAC не все ладно. Машина проходила испытания зимой, а теплый воздух в ноги пасажиру и водителю подавался плохо, несмотря на примененные регулировки. На обдув ветрового стекла и боковых стекол теплый, я бы даже сказал горячий, воздух подавался, а ноги, ну, если не мерзли, то оставались в холоде.
Летом в кабине китайского грузовика будет все в порядке. Во-первых, автомобиль комплектуется кондиционером. Во-вторых, в крыше кабины установлен вентиляционный лючок. В-третьих, окна над спальником могут тоже открываться.
В общем, хорошая, удачная кабина. Только поднимается она вручную: гидроподъемника нет. Приходится прикладывать недюжинную мышечную силу, чтобы поднять кабину и заняться профилактикой или ремонтом двигателя. Зато замок кабины — со страховочным крючком или, как говорят, с двойным запором. Достаточно надежная конструкция против аварийного опрокидывания кабины.
Между кабиной и кузовом устанавливается страховочная дуга на случай небезопасного перемещения груза в сторону кабины. Хотя водитель и обязан позаботиться о крепеже груза, но, как говорится, береженого Бог бережет.
Что делает водитель, садясь за руль неизвестного ему автомобиля? Ответ прост: пытается к нему привыкнуть. За себя я остался горд — привык практически сразу.
Включив передачу, сразу понял, что 6-ступенчатая коробка передач имеет тросовый привод и обратную схему включения передач, а турбодизель FAW CA4DF2-12 объемом 4,6 литра очень динамичный. Рядная «четверка» мощностью 136 л.с. при
2500 мин-1 практически рванула машину вперед. И педаль газа оказалась очень информативной: нажималась легко и плавно, без рывков или заеданий, как это бывает на грузовиках отечественного производства. Двигатель тоже реагировал на команды педали газа моментально. Мне понравилось, как китайские специалисты грамотно подобрали оптимальный вариант сочетания схемы передаточных отношений мотор-трансмиссия-главная передача, поскольку ощущение хорошей стартовой динамики остается как от порожнего автомобиля, так и с полной нагрузкой. Да и максимальный крутящий момент двигателя составляет 430 Нм всего при 1500 мин-1. Кстати, китайский дизель соответствует экологическим нормам «Евро-2».
Передняя и задняя подвески выполнены в классическом стиле: рессоры и стабилизатор поперечной устойчивости. Во время движения особой мягкости подвесок не ощущается, но и не трясет, и не «козлит», как на аналогичных отечественных автомобилях, особенно бортовых в снаряженном состоянии.
Рулевой механизм укомплектован хорошим гидроусилителем руля. Работу его насоса не слышно, а машина управляется, как легковая. Руль очень информативный.
Тормозная система на JAC пневматическая. Тормозные механизмы на всех колесах барабанные. Первые китайские грузовики приходили в Россию без антиблокировочной системы, но они не могли пройти сертификацию и получить одобрение типа. На сегодня все грузовики JAC оборудованы ABS, причем не только китайской, но и нашей отечественной, которая производится в Рязани. Тестируемый автомобиль был оснащен именно отечественной ABS, и я должен признать эффективность ее работы.
Мне приходилось ездить за рулем многих среднетоннажников, в том числе и бортовых: зиловский «Бычок», минский «Зубренок», КамАЗ-4307 и -4308, MAN, Volvo, Iveco и др. Китайский пятитонный грузовик JAC, по моим ощущениям, расположился где-то посрединке между «Бычком», КамАЗ-4307 и MAN или Iveco. Он уже обогнал по комфорту и качеству отечественные машины, но не достиг комфорта и качества европейских автомобилей. Зато цена грузовика из Поднебесной при хорошем качестве устраивает всех: и крупных перевозчиков, и частников. В общем, китайские грузовики составят хорошую конкуренцию российским и импортным среднетоннажникам на нашем рынке.
Источник: 5koleso.ru